Отправить рецепт друзьям


Подписка на вкусные рецепты








Распечать


У Вас отключен автоматический режим печати, поэтому воспользуйтесь одним из двух "дедовских" способов :


Способ №1:
Вам следует одновременно нажать клавиши Ctrl + P на той странице, которую вы собираетесь распечатать.

Способ №2:
В текущем окне зайдите во вкладку "Файл", далее выбирете "Печать..."



А также совершенно бесплатно:

Отправить рецепт друзьям


Подписка на вкусные рецепты








Распечать


У Вас отключен автоматический режим печати, поэтому воспользуйтесь одним из двух "дедовских" способов :


Способ №1:
Вам следует одновременно нажать клавиши Ctrl + P на той странице, которую вы собираетесь распечатать.

Способ №2:
В текущем окне зайдите во вкладку "Файл", далее выбирете "Печать..."



А также совершенно бесплатно:

Создайте в технике аппликации несколько уравновешенных или неуравновешенных


УРАВНОВЕШЕННАЯ И НЕУРАВНОВЕШЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ. Фотосъемка. Универсальный самоучитель

УРАВНОВЕШЕННАЯ И НЕУРАВНОВЕШЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная.

Самый простой способ уравновесить композицию — расположить объект съемки по центру изображения. Однако это не самое удачное решение.

Если сместить объект в сторону — равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке.

Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект.

В фотографии зачастую вес заменяется объемом, цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Равновесие в кадре может быть достигнуто и введением в общую композицию элементов освещения, светового пятна, блика и так далее.

Также можно уравновешивать, с точки зрений композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса.

Уравновешенная композиция

Неуравновешенная композиция

Уравновешенная композиция

Однако иногда равновесие сознательно нарушается в целях достижения определенного художественного эффекта. Он всегда обусловлен содержанием фотографии. Например, когда надо на снимке показать отрицательные эмоции или усилить эффект движения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

.: уравновешенная и неуравновешенная композиция

Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная.

Самый простой способ уравновесить композицию — расположить объект съемки по центру изображения. Однако это не самое удачное решение.

Если сместить объект в сторону — равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке.

Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект.

В фотографии зачастую вес заменяется объемом, цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Равновесие в кадре может быть достигнуто и введением в общую композицию элементов освещения, светового пятна, блика и так далее.

Также можно уравновешивать, с точки зрений композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса.

Однако иногда равновесие сознательно нарушается в целях достижения определенного художественного эффекта. Он всегда обусловлен содержанием фотографии. Например, когда надо на снимке показать отрицательные эмоции или усилить эффект движения.

Передача равновесия в композиции
В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композицияможет быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях. Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой жеэксперимент можно проделать с весами. Подобные сравнения помогают уравновесить разные части картины по размеру, тону и цвету для достижения гармонии, то есть найтиравновесие в композиции (ил. 66, 67).


Равновесие в композиции


В асимметричной композиции иногда равновесие совсем отсутствует, если смысловой центр находится ближе к краю картины.

Посмотрите, как изменилось впечатление от рисунка (ил. 68), когда мы увидели его зеркальное изображение! Это свойство нашего зрения тоже необходимо учитывать в процессе поиска равновесия в композиции.


Тюльпаны в вазе (верхнем углу – композиционные схемы)

Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого мастерства художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, а постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой новых художников. Какие-то приемы композиции становятся классическими, и на смену им приходят новые, так как жизнь выдвигает новые задачи перед искусством.

69. Уравновешенная композиция. 70. Неуравновешенная композиция.

71. Схема равновесия в композиции


Рассмотрите рисунки на этой странице и расскажите, с помощью каких средств достигается равновесие в композиции. 


Композиция натюрморта: а – уравновешенная по цвету, б – неуравновешенная по цвету

Посмотрите, как из одних и тех же предметов можно составить уравновешенную и неуравновешенную по цвету композиции.

Равновесие в кадре может быть достигнуто не только при сопоставлении двух предметов, находящихся в разных частях картины, но и введением в общую композицию элементов освещения - активного светотеневого рисунка, светового пятна, блика и пр. Наравне с фигурами и предметами элементы освещения участвуют в заполнении картинной плоскости. 

grablimk.blogspot.com

УРОК № 14 уравновешенная и неуравновешенная композиция.

Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная.

Самый простой способ уравновесить композицию — расположить объект съемки по центру изображения. Однако это не самое удачное решение.

Если сместить объект в сторону — равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке.

Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект.

В фотографии зачастую вес заменяется объемом, цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Равновесие в кадре может быть достигнуто и введением в общую композицию элементов освещения, светового пятна, блика и так далее.

Также можно уравновешивать, с точки зрения композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса.

Однако иногда равновесие сознательно нарушается в целях достижения определенного художественного эффекта. Он всегда обусловлен содержанием фотографии. Например, когда надо на снимке показать отрицательные эмоции или усилить эффект движения.

Передача равновесия в композиции

В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях. Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой же эксперимент можно проделать с весами. Подобные сравнения помогают уравновесить разные части картины по размеру, тону и цвету для достижения гармонии, то естьнайти равновесие в композиции (ил. 66, 67)

Равновесие в композиции

В асимметричной композиции иногда равновесие совсем отсутствует, если смысловой центр находится ближе к краю картины.

Посмотрите, как изменилось впечатление от рисунка (ил. 68), когда мы увидели его зеркальное изображение! Это свойство нашего зрения тоже необходимо учитывать в процессе поиска равновесия в композиции.

Тюльпаны в вазе (верхнем углу – композиционные схемы)

Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого мастерства художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, а постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой новых художников. Какие-то приемы композиции становятся классическими, и на смену им приходят новые, так как жизнь выдвигает новые задачи перед искусством.

69. Уравновешенная композиция. 70. Неуравновешенная композиция.

71. Схема равновесия в композиции

Рассмотрите рисунки на этой странице и расскажите, с помощью каких средств достигается равновесие в композиции.

Композиция натюрморта: а – уравновешенная по цвету, б – неуравновешенная по цвету

Посмотрите, как из одних и тех же предметов можно составить уравновешенную и неуравновешенную по цвету композиции.

Равновесие в кадре может быть достигнуто не только при сопоставлении двух предметов, находящихся в разных частях картины, но и введением в общую композицию элементов освещения — активного светотеневого рисунка, светового пятна, блика и пр. Наравне с фигурами и предметами элементы освещения участвуют в заполнении картинной плоскости.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Снять уравновешенную фотографию

2.Снять неуравновешенную фотографию.

Не забывайте, пост с домашним заданием называть не только по номеру, но и по названию урока)чтоб критикам было удобно, и понятно, по какому уроку они критикуют)

Ссылки на домашнее задание кладите сюда

ФотоШколаДомашнее задание № 14 уравновешенная и неуравновешенная композиция" target="_blank">Домашнее задание № 14 уравновешенная и неуравновешенная комп…

урок был взять вот от сюда http:/ /grablimk.blogspot.ru/2014/01/blog-post_3168.html

если есть какие нибудь вопросы задаем их критикам)вот тут ...ФотоШколаКритики школы! что бы вы их знали в лицо)" target="_blank">Критики школы! что бы вы их знали в лицо)

www.baby.ru

УРАВНОВЕШЕННАЯ И НЕУРАВНОВЕШЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ — Студопедия.Нет

Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная. Самый простой способ уравновесить композицию - расположить объект по центру изображения. Однако это не самое удачное решение. Если сместить объект в сторону - равновесие нарушается. Одна часть плоскости становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть плоскости какой либо объект.

Равновесие может быть достигнуто и введением в общую композицию элементов освещения, светового пятна, блика и так далее.

  

Уравновешенная композиция Неуравновешенная композиция Уравновешенная композиция

Закон композиционного равновесия говорит, что левая и правая, верхняя и нижняя части картины должны находиться в равновесии. В противном случае, возникает дисгармония, негативно действующая на зрителя.

Неуравновешенное состояние тела грозит человеку падением, поэтому внутри нас существует механизм восстановления баланса и сохранения равновесия. Зрительное равновесие не менее важно, чем физическое. Человек испытывает дискомфорт, когда он смотрит на неуравновешенную композицию, хотя может не осознавать в чем причина.

 

схема равновесия в композиции.

 

Если композиция симметрична, т.е. ее основные элементы равны по пятнам и их тонально-цветовым характеристикам, то композиция будет равновесной, как если бы на качели сели два ребенка одинакового веса.

Если же композиция несимметрична, то равновесие нарушается, как если бы на одну сторону качелей сел взрослый. Как тогда восстановить равновесие? Либо посадить против взрослого двух – трех детей, либо взрослому сесть ближе к центру качели.

Несколько сложнее всё на практике. Ведь у нас нет весов или качелей, позволяющих нам судить о том, насколько равновесны две части картины. Для этого у каждого должно быть внутреннее чувство композиционного равновесия. У кого-то оно развито хорошо, а у кого-то не очень.

Представьте чистый лист бумаги. Это наша картинная плоскость. Она пуста и самодостаточна, изначально уравновешенна. Но стоит поставить на листе точку, и ситуация меняется. Наш взгляд неумолимо будет стремиться к этой точке, а значит, равновесие нарушится – эта часть листа будет притягивать большее внимание.

Чтобы восстановить равновесие, недостаточно поставить точку симметрично, мы должны учитывать не только равновесие левой и правой половин, но и верха и низа.

В принципе, когда мы говорим о точках, их положение можно просчитать логически, рассматривая их положение относительно середины формата. Однако если мы возьмем не точки, а более сложные и разнообразные формы, математический расчет нам уже не поможет, здесь нужно опираться на внутреннее ощущение равновесия.

 

5. Симметрия и асимметрия как свойства и качества

объемно-пластической композиции.

Симметрия.

Связь между отдельными частями и связь каждой части с целым. Повторение, отражение левого в правом, верхнего в нижнем и т. д. Как средство композиции симметрия используется очень давно. В природе абсолютной симметрии нет. Отступления от симметрии неизбежны и в технике, что обусловливается функциональными и конструктивными факторами. Симметрия предполагает: строгость, отдых, спокойствие, классицизм, силу.

 

Симметрия - это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный. Эта пара средств определяет расположение элементов композиции относительно главной оси. Если оно одинаково, то композиция выступает как симметричная, если в нем есть небольшое отклонение в ту или иную сторону − как дисимметричная. При значительном отклонении она становится асимметричной.

Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции в художественном проектировании. 

Симметрия с древних времен считалась одним из условий красоты, поскольку она обеспечивает равновесие композиции. Древние греки полагали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна.

Слово «симметрия» в переводе с греческого означает «соразмерность».

Существуют три основных вида симметричной композиции: зеркальная, осевая и винтовая. Зеркальная симметрия образуется при одинаковом расположении элементов относительно главной оси, проходящей по центру горизонтальной или вертикальной композиционной плоскости (графической или пластической). Пример − квадрат с перекрестием по середине. 

Осевая симметрия типична для объемной формы, имеющей центральную, как правило, вертикальную ось симметрии и равномерное расположение элементов вокруг этой оси. Характерная симметрично- осевая форма − цилиндр. 

Винтовая симметрия характерна для объемной формы, имеющей ту же центральную ось и неравномерное развитие элементов в продольном направлении, их сокращение и смещение относительно этой оси.

Типичный ее пример − форма, подобная форме раковины. Симметрия обеспечивает предельно четкое зрительное равновесие композиционной формы. Всякое ее нарушение ведет к тому, что эта форма приобретает неуравновешенный характер. 

Широко применяется также асимметрия, т. е. сочетание и расположение элементов, при котором ось или плоскость симметрии отсутствует. В такой композиции особенно важна зрительная уравновешенность всех ее частей по массе, фактуре, цвету.

Асимметрия − принцип организации, который основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого.

Если симметричная форма воспринимается легко и сразу, то асимметричная читается постепенно.

Следует отметить, что очень часто симметрия, как и асимметрия, выражается в сопоставлении нескольких композиционных осей. Композиция может включать в себя симметрию и асимметрию одновременно. Тогда она строится на основе соподчинения второстепенных, асимметричных частей и главной симметричной формы. При таком соподчинении устанавливается зрительное равновесие всей композиции. Оно может быть достигнуто при положении, в котором главный элемент асимметричен относительно общей формы, а ее части − симметричны, и наоборот.

Асимметрия.

 Использование асимметрии в симметрично развивающейся форме часто встречается при проектировании отдельных изделий мебели и особенно интерьеров. Поэтому художнику-конструктору важно научиться хорошо разбираться в особенностях соподчинения, которые действуют при отступлениях от симметрии. Асимметрия как свойство-состояние формы имеет принципиальное отличие от симметрии. При организации асимметричной композиции используются многие закономерности, так как отдельные элементы лишены своей связующей - оси симметрии. Работа над асимметричной формой сложнее, чем над симметричной. Здесь необходимо тонкое понимание композиционного равновесия, так как соподчиненность формы обычно и сводится именно к нему. Асимметрия означает: слабость, движение, динамизм, "жизнь", свободу, как в совокупности, так и в деталях.

 

studopedia.net

Презентация. Равновесие в композиции

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Равновесие

2 слайд Описание слайда:

Равновесие. В изобразительном искусстве равновесие значит «зрительная устойчивость пластической формы», устанавливающаяся в результате равенства зрительного веса. Простейшим средством достижения композиционного равновесия служит симметрия.

3 слайд Описание слайда:

Равновесие - это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно зависит от распределения масс композиции относительно ее центра. Равновесие объемов или частей зрительно вызывает чувство покоя, уверенности и устойчивости. Человеческий глаз отдыхает при восприятии уравновешенности. Совершенно-обратное чувство вызывает неуравновешенность. Композиционно равновесие достигается прежде всего формой деталей цветом тоном пластикой.

4 слайд Описание слайда:

Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы. В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.

5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:

Симметрия - от греч. «гармония», «соразмерность». Представление о симметрии даёт множество природных форм и организмов. Строение бабочки симметрично: левая часть равна правой. Та же закономерность и в цветке. Симметрия выступает в природе в качестве статического средства замыкания формы в себе.

9 слайд Описание слайда:

Если один из объектов будет больше, то равновесие будет нарушено, так как больший по размеру объект перевешивает меньший.

10 слайд Описание слайда:

Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса:

11 слайд Описание слайда:

  Так же добиться равновесия можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру

12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда:

Асимметрия. Если в предмете отсутствует элемент симметрии, то их называют асимметричными. Асимметрия придаёт форме динамику и выявляет её способность к движению.

17 слайд Описание слайда:

Передача равновесия в композиции  В симметричной композиции все ее части уравновешены. Асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях. Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой же эксперимент можно проделать с весами.

18 слайд Описание слайда:

Схема равновесия в композиции

19 слайд Описание слайда:

Посмотрите, как из одних и тех же предметов можно составить уравновешенную и неуравновешенную по цвету композиции.

20 слайд Описание слайда:

Композиция натюрморта: 1. уравновешенная по цвету 2. неуравновешенная по цвету

21 слайд Описание слайда:

Неуравновешенная по тону

22 слайд Описание слайда:

Уравновешенная по тону

23 слайд Описание слайда:

Уравновешенная по тону

24 слайд Описание слайда:

Неуравновешенная по цвету

25 слайд Описание слайда:

Уравновешенная по цвету

26 слайд Описание слайда:

Асимметрично неуравновешенная композиция

27 слайд Описание слайда:

Асимметрично уравновешенная композиция

28 слайд Описание слайда:

Симметричная уравновешенная композиция

29 слайд Описание слайда:

Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композиция?

30 слайд Описание слайда:

Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композиция?

31 слайд Описание слайда:

Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композиция?

32 слайд Описание слайда:

Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композиция?

33 слайд Описание слайда:

Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композиция?

34 слайд Описание слайда:

Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композиция?

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-446659

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Читать онлайн Основы композиции.Учебник для уч. 5 8 кл страница 7

64-65 а. Симметричная композиция,б. Асимметричная композиция

Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция.

Передача равновесия в композиции

В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях. Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой же эксперимент можно проделать с весами. Подобные сравнения помогают уравновесить разные части картины по размеру, тону и цвету для достижения гармонии, то есть найти равновесие в композиции (ил. 66, 67).

В асимметричной композиции иногда равновесие совсем отсутствует, если смысловой центр находится ближе к краю картины.

Посмотрите, как изменилось впечатление от рисунка (ил. 68), когда мы увидели его зеркальное изображение! Это свойство нашего зрения тоже необходимо учитывать в процессе поиска равновесия в композиции.

68. Тюльпаны в вазе. В верхнем углу – композиционные схемы

Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого мастерства художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, а постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой новых художников. Какие-то приемы композиции становятся классическими, и на смену им приходят новые, так как жизнь выдвигает новые задачи перед искусством.

69, Уравновешенная композиция

70. Неуравновешенная композиция

71. Схема равновесия в композиции

Рассмотрите рисунки на этой странице и расскажите, с помощью каких средств достигается равновесие в композиции.

72. Композиция натюрморта: а – уравновешенная по цвету, б – неуравновешенная по цвету

Посмотрите, как из одних и тех же предметов можно составить уравновешенную и неуравновешенную по цвету композиции.

§3 Практические советы

Художнику для создания эмоциональной и образной композиции необходимо учиться видеть в окружающей жизни интересные события, персонажи, мотивы, ракурсы и состояния. Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление.

Увидеть интересный мотив композиции в жизни не так-то просто. Помочь в этом может рамка-видоискатель, которую несложно изготовить самим. Главное, чтобы ее противоположные стороны оставались подвижными, тогда можно будет легко изменять формат, увеличивать или уменьшать круг входящих в поле зрения объектов. Если у вас нет рамки, то можно просто сложить ладони так, как показано на рисунке (ил. 73а).

73. Поиски композиции пейзажа с помощью:

а – ладоней,

б, в – рамки-видоискателя

Выбор наиболее выразительного сюжета для композиции тоже непростая задача. Один и тот же сюжет сотни людей воспринимают и толкуют по-разному, то есть создают свою версию содержания. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изображает художник на полотне, а содержание или тема могут быть гораздо шире, то есть по одной теме можно создать произведения с различными сюжетами.

Итак, вы, переполненные жизненными впечатлениями или от прочитанной книги, садитесь рисовать. В вашем сознании начинает складываться образ, и сразу же встает проблема композиции. С чего же начать работу?

Важно, еще до начала изображения, попытаться представить себе, какой будет картина.

Как правило, сначала художник выполняет несколько небольших эскизов, в которых ведет поиск наиболее выразительной композиции. На этом этапе определяется, каким будет формат картины (вытянутым по вертикали, прямоугольным, квадратным, вытянутым по горизонтали и др.) и ее размер.

Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности (ил. 74). Формат в виде прямоугольника, расположенного по горизонтали удобен для изображения эпического действия (ил. 75). Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток (ил. 76), а чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиции (ил. 77). При выборе формата следует учитывать, как расположены основные объекты композиции – по горизонтали или вертикали, как развивается действие сюжета – слева направо, в глубину картины или как-то иначе.

74. К. БРЮЛЛОВ. Всадница

75. П. УЧЕЛЛО. Битва при Сан Романо

76. ВАТАНАБА КАЗАН. Весна и осень. Часть диптиха

Формат в виде квадрата (ил. 80) лучше использовать для создания уравновешенных, статичных композиций потому, что они мысленно соотносятся с равными центральными осями и равными сторонами границ изображения.

Композиция произведения в овале (ил. 79) и круге (ил. 82) строится относительно воображаемых взаимно перпендикулярных центральных осей. Здесь четко должны быть выражены верх и низ изображения. Овал часто применяется как формат для изображения портрета человека, так как его конфигурация легко соотносится с овалом человеческого лица или контуром погрудного изображения.

dom-knig.com

Композиционное равновесие

Дата публикации: 06.12.2016 13:20

Фото видео студия "Бекар" - свадебная, детская, семейная, торжественная фото и видео съёмка!

  

Согласно исследованиям психологов, глядя на изображение (фотография или теле экран), человек в первую очередь обращает пристальное внимание на те элементы изображения, которые являются наиболее активными возбудителями зрительных центров и своей формой, цветом, контрастом, освещённостью, чёткостью, движением или статикой противоречат общей концепции изображения. Взгляд зрителя обязательно выделит неподвижный предмет при общей динамике изображения так же, как движущийся — при общей неподвижности остальных. Светлое пятно на тёмном фоне (равно как и тёмное на светлом) сразу бросается в глаза. Противопоставление одной детали остальной изобразительной массе может проявляться в самых разнообразных вариантах, но при этом всегда следует стремиться к тому, чтобы композиция кадра была уравновешенная.
 В симметричной композиции все её части уравновешенны.

   

Симметричная уравновешенная композиция

 Асимметричная композиция может быть как уравновешенной, так и неуравновешенной.

Асимметричная неуравновешенная композиция

   

Асимметричная уравновешенная по массе композиция

 

При этом уравновесить элементы композиции можно разными способами: по массе, по тону, по цвету. По тону равновесие композиции зависит от количества в кадре тёмных и светлых пятен. Дело в том, что сложные психологические установки человеческого мозга ассоциируют тёмные тона с тяжестью, а светлые — с лёгкостью (лёгкое светлое небо и тяжёлая тёмная земля). Размеры и насыщенность светотональных пятен в композиции кадра связаны с воображаемой "тяжестью" объекта, и от расположения этих тональных масс зависит зрительская оценка композиционного равновесия.

Неуравновешенная по тону композиция

   

Уравновешенная по тону композиция

   

Уравновешенная по тону композиция

   

Уравновешенная по тону динамикой

 Несмотря на существование композиционного равновесия, воспринимать композицию кадра только по формальным показателям нельзя. Необходимо учитывать всё, что имеет отношение к смыслу происходящего на картинной плоскости действия. Именно в этом и проявляется единство содержания и формы.

Неуравновешенная по цвету композиция

   

Уравновешенная по цвету композиция

  Композиция кинокадра, в отличии от фотографии, меняется постоянно. Смысл, темп, характер фактов и явлений в кинематографе находятся в постоянном развитии и в зависимости от значения, которое приобретает тот или иной участок картинной плоскости, меняется и композиционное равновесие.

Наши работы

Статьи по теме:

 Ритм и правило диагоналей в композиции кадра

Виды съёмочных планов и их практическое применение

Основные элементы композиции кадра и композиционные конструкции

Композиция кадра и правило третей

Виды освещения в фото и видео съёмке и световые схемы

Точка съёмки и ракурс как выразительные средства композиции

 Количество пикселей VS размер матрицы

Монтажные соединения в видеосъёмке

Наглядное позирование

Основы позирования

 Тень - незаменимый элемент композиции кадра

Перспектива изображения как способ формирования композиции кадра

Таймлапс - определение и особенности

Панорама - творческий приём в фотографии и кинематографе

© Студия Бекар. Все права защищены.

Любое использование материалов допускается только с указанием активной ссылки на источник. 

bekarstudio.ru

Равновесие в композиции. Разработка занятия

План-конспект открытого урока по теме

«Равновесие»

 

 

Тип урока: комбинированный.

Цель: Знакомство с понятием равновесие в композиции.

Задачи:

1. Обучающие:

- дать теоретические знания о равновесии;

- учить применять теоретические знания на практике при выполнении композиции;

- закрепить знания, полученные на уроке, в ходе самостоятельной работы (выполнение упражнения на равновесие).

2. Развивающие:

- содействовать развитию художественного вкуса, чувства уравновешенности композиции;

- развитие наблюдательности;

- активизация творческого воображения.

3. Воспитывающие:

- воспитание внимания на уроке;

- воспитание взаимопомощи и взаимовыручки в ходе выполнения упражнений;

- воспитание экономности и бережливости при  использовании бумаги, экологическое воспитание;

- воспитание самостоятельности и ответственности.

Задание:

- выполнить самостоятельную композицию в технике аппликации из бумаги на равновесие;

Оборудование и материалы к уроку для учителя.

1. Презентация «Равновесие».

2. Мультимедийное оборудование.

Материалы для учащихся.

1. Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, картон, простой карандаш.

 План урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели и темы занятия.

3. Объяснение нового материала.

4. Беседа о равновесии в композиции и демонстрация презентации.

5. Инструктаж по выполнению декоративной композиции на равновесие в горизонтальном формате в технике аппликации.

6. Практическая работа учащихся - выполнение композиции в формате с условием сохранения равновесия в композиции.

7. Выставка работ учащихся, анализ работ.

8. Повторение и закрепление понятий «равновесие»

9. Подведение итогов урока

Ход урока.

1. Отметить отсутствующих. Проверить готовность к уроку.

2. Объявить тему урока, подчеркнуть ее связь с предыдущей темой .

3. Озвучить, что должны выполнить учащиеся, какие знания получить.

4. Беседа о равновесии в композиции и демонстрация презентации.

Вопрос:

- на предыдущих занятиях мы уже рассматривали симметрию и асимметрию, строили симметричные фигуры, скажите своими словами, что такое симметричная фигура?

Слово «симметрия» в представлении людей фигурирует как элемент чего-то правильного, совершенного, а значит, прекрасного. И это совершенство человек много веков назад уже стремился отразить в музыке, поэзии, архитектуре.

Симметрия в широком смысле - это неизменность каких-либо преобразований. Так, двусторонняя симметрия означает, что левая и правая сторона относительно какой либо плоскости или линии выглядят одинаково. Если сферическое тело (шар) вращать в пространстве вокруг своей оси, то вид его не изменится.

Приводим примеры симметрии в природе и искусстве (учащиеся).

Асимметрия - это понятие, противоположное симметрии, это нарушение равновесия, неупорядоченность.

В природе симметрия и асимметрия – это две противоположности; там, где ослабевает симметрия, там усиливается асимметрия  и наоборот.

Вопрос:

- Какое впечатление создает симметричная композиция? (Впечатление покоя, тишины, торжественности, уравновешенности).

Вопрос:

- А какое впечатление оставляет асимметричная композиция? ( Ощущение движения, беспокойства).

Художники в асимметричной композиции располагают объекты самым разным способом, в зависимости от сюжета и замысла. И правая и левая  части могут быть как уравновешены так и неуравновешенны. Достигнуть равновесия можно с помощью весового соотношения крупной и нескольких мелких или средних частей, вертикальных и горизонтальных линий.

В изобразительном искусстве равновесие значит «зрительная устойчивость пластической формы», устанавливающаяся в результате равенства зрительного веса. Простейшим средством достижения композиционного равновесия служит симметрия.

Композиционно равновесие достигается, прежде всего

  1. формой деталей

  2. цветом

  3. тоном

уравновешенная по цвету неуравновешенная по цвету

неуравновешенная по тону уравновешенная по тону

5. Инструктаж по выполнению декоративной композиции на равновесие в горизонтальном формате в технике аппликации.

Ребята ваша композиция может быть симметричной или асимметричной, но обязательно уравновешенной.

Разберем композиции на предмет уравновешенности (как уравновешивается композиция с помощью пятна).

Последовательность выполнения композиции:

1) взять формат А4.

2) приготовить силуэтные заготовки предметов посуды из цветной бумаги.

3) продумать и подвигать предметы посуды на листе белой бумаги формата А4, создавая натюрморт. Желательно, чтобы был один крупный элемент, 2-3 средних и несколько мелких.

4) разложить вырезанные элементы на поле, чтобы было равновесие зрительное. Не приклеивать элементы. Индивидуально поработать с каждым учеником, помочь правильно расположить элементы. Только после этого можно приклеить детали.

6. Практическая работа учащихся - выполнение композиции в формате с условием сохранения равновесия в композиции.

7. Выставка работ учащихся, анализ работ.

После завершения работ учащиеся развешивают выполненные работы на доске. Проводим анализ работ. Говорим об удавшихся  моментах композиций и ошибках, что удалось, а что не совсем получилось в работах.

8. Повторение и закрепление понятий «равновесие»

9. Подведение итогов урока

  

   

infourok.ru

Презентация к уроку по МХК (9 класс) по теме: Какими средствами воздействует искусство?

Слайд 1

Какими средствами воздействует искусство? Урок искусства в 9-м классе по программе Г.П. Сергеевой. Учитель Шевченко Е.Л.

Слайд 2

Средства художественной выразительности композиция форма ритм пропорции фактура цвет тон интонация

Слайд 3

Форма Форма представляет собой сумму приемов, выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа в любом виде искусства. Благодаря форме рождается внешнее выражение определенного содержания, например, изобразительная форма, музыкальная форма, стихотворная форма. В разных видах искусства внешнее выражение имеет свои особенности.

Слайд 4

Форма В изобразительном искусстве форма — это очертание, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе». Каждая форма имеет свой характер.

Слайд 5

Форма Квадрат — законченная, устойчивая форма — выражает утверждающие образы, ей не свойственно движение, полет. Треугольник — активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма — несет в себе возможность движения, выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной. Круг — наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мироздания), поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь». Текучая форма амебы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией, пессимизмом.

Слайд 6

Форма И. ВИШНЯКОВ. Портрет Ксении Тишининой

Слайд 7

Форма П. РУБЕНС. Снятие с креста

Слайд 8

Форма Н. ПУССЕН. Аркадские пастухи

Слайд 9

Рафаэль Санти «Мадонна с гвоздикой»

Слайд 10

Рафаэль Санти «Мадонна с гвоздикой»

Слайд 11

Э.Дега «Голубые танцовщицы»

Слайд 12

Э.Дега «Голубые танцовщицы»

Слайд 13

Стилизованные и трансформированные формы Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или трансформированными . В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются в плакатной и книжной графике и в мультипликации, а также в современной скульптуре.

Слайд 14

А. Джакометти. Паук А. Джакометти. Кошка

Слайд 15

Кадр из мультфильма «Винни Пух» И. Билибин. Пир

Слайд 16

Альберто Джакометти (1901-1966) Швейцарский скульптор, живописец и график. Его скульптура «Собака» 1951 года передает одиночество и потерянность.

Слайд 17

Рука 1947 г. Альберто Джакометти Бронза

Слайд 18

Находясь в постоянном поиске, мастер в феврале 1946 года обратил внимание на дорожный знак с изображением человека. Это впечатление подвигло его на разработку собственного стиля с характерными, очень тонкими, вытянутыми фигурами. Он "упраздняет объем", уплощает свои фигуры до тонкости лезвий. Его сквозные конструкции появляются как протест против традиционного языка скульптуры, с его подчеркнутой осязаемостью и весомостью. Колесница 1950 г.

Слайд 19

Форма в музыке В музыке под формой подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям, например: песня, романс, баллада, прелюдия и др. Формы композиции в музыке основаны на известных вам принципах — повтор и контраст . Различают двух- частные и трехчастные музыкальные формы, вариации, рондо, сонатная форма и др.

Слайд 20

Ритм Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность». Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов работы. Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение морских волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям. С помощью ритма можно выразить состояния покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.

Слайд 21

Фактура от лат. factura — обработка, строение. В изобразительном искусстве фактура — это характер обработки поверхности изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами. Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, наложение красочных слоев, удары резца, полировка. В музыке под фактурой понимают характер, совокупность средств музыкального изложения, склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гармоническая (аккордовая), в которой голоса движутся «стройными рядами»; полифоническая, в которой каждый голос самостоятелен.

Слайд 22

Руины древнегреческого храма Реймский собор. Франция

Слайд 23

Новодевичий монастырь в Москве Какие ассоциации вызывают у вас пропорции этих архитектурных сооружений?

Слайд 24

Фра Филиппо Липпи. Портрет женщины и мужчины, 1460-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Слайд 25

Домашнее задание Художественно-творческие задания Создайте в технике аппликации (или на компьютере) несколько уравновешенных или неуравновешенных композиций, используя разные по характеру элементы.

Слайд 26

Источники Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2011 Сокольникова Н.М. Основы композиции/ http://www.tinlib.ru/kulturologija/osnovy_kompozicii_uchebnik_dlja_uch_5_8_kl/p1.php

nsportal.ru

Читать онлайн Основы композиции в фотографии страница 22

Но вот на фото 47 мы встречаемся с новым для нас случаем уравновешенной композиции. Полезно здесь также вернуться к фото 38. Это кадры, различные по сюжетам и жанровым признакам: первый - портретная композиция, второй - спортивный репортаж. В то же время их роднит и нечто общее: в обоих случаях в основе композиционного решения кадра лежит принцип равновесия, и достигается оно похожими приемами. И там, и здесь в левой части кадра оставлено значительное свободное пространство, но появилось оно не случайно, и, что самое удивительное, это фактически ничем не заполненное пространство на фото 47 не нарушает гармонии композиции. Не возникает никакого желания уточнять эти снимки с помощью кадрирования, напротив - срез свободного пространства рамкой кадра привел бы к ухудшению изобразительного результата, к разладу композиционного рисунка.

Фото 47. Уравновешенная композиция

В чем здесь дело? Мотивом для своеобразной равновесной композиции на этот раз служит развивающееся в кадре движение, его направление, и тогда незаполненная часть кадра приобретает свой смысл и значение. Мы подробно рассмотрели эту проблему в разделе "Определение границ кадра".

До сих пор речь шла об установлении гармоничных соотношений правой и левой частей картины, т. е. о равновесии в горизонтальном направлении. Но те же законы заполнения картинной плоскости относятся и к сопоставлениям верха и низа кадра. Глаз человека так же чувствителен к перегрузкам верхней и нижней частей картины, как и к излишней загруженности одной из ее сторон. Вот почему фото 48 кажется зрителю незаконченным, своеобразный "центр тяжести" изображения здесь резко смещен книзу, все выражающие его фигуры и предметы размещены ниже линии горизонта. Верх кадра не заполнен, пустота в верхней части снимка ничем не мотивирована, и снимок легко кадрируется сверху.

Как же следует соотносить верх и низ снимка? Возможные способы достижения равновесия по вертикали показаны на фото 49 и 50. В первом случае элементами, уравновешивающими тяжелый низ рисунка, стали впечатанные в кадр изобразительные детали - графические штрихи в верхней его части, важные также и по смыслу, по конкретизации обстановки. На фото 50 этими элементами стали живописные облака и их отражения в мокром асфальте, что приводит в состояние равновесия всю изобразительную структуру кадра.

Фото 48. Равновесие по вертикали нарушено. Перегружен низ кадра

Фото 49. Композиция уравновешена дополнительными элементами рисунка в верхней части кадра

Активную роль в решении композиционного равновесия играют свет, характер светового рисунка кадра, отдельные элементы этого рисунка - форма световых пятен, распределение свето-тональных масс, раскладка падающих теней. Об этом речь пойдет ниже, в гл. V и VI, посвященных световому и тональному рисункам снимка.

Фото 50. В композицию включены облака и отражения в воде

Неуравновешенные композиции, как правило, применяются при съемках динамичных сюжетов. Пример нарушения классического принципа равновесия показан на фото 51. Фигуры юных спортсменов расположены в правой части кадра, у самой его рамки, и сюда же, как бы выходя за границы картинной плоскости, направлено и происходящее в кадре движение. Центральная ось группы наклонена и потеряла свое устойчивое вертикальное положение. Все это и есть особенности композиции, которую принято называть неуравновешенной. Как к ней приходит фотограф? Он знает, что равновесие сообщает снимку общую устойчивость. Но тогда потеря равновесия есть выход из устойчивого положения и, следовательно, содержит в себе динамическое начало. Значит, неуравновешенная композиция должна помочь передаче движения и сделать снимок более динамичным. Так оно и есть: потеря композиционного равновесия на фото 51 усиливает эффект внутрикадрового движения.

Фото 51. Неуравновешенная композиция

Все примеры, которые мы рассматривали до сих пор, несмотря на разнообразие их тематики, жанровой принадлежности, изобразительных решений, оказались построенными как композиции уравновешенные. Это и не удивительно, так как в фотографии, как, впрочем, и в других видах изобразительного искусства, уравновешенные композиции распространены более, чем какие-либо другие.

Однако существуют и иные композиционные формы, в частности такие, в которых принцип равновесия автор сознательно нарушает (не случайно, конечно), но в целях достижения определенного изобразительного эффекта. Такое необычное решение всегда обусловлено содержанием картины, фотограф использует такого рода построения только потому, что сюжет в этом случае получает особую выразительность.

Неуравновешенная композиция, вносящая известное беспокойство и, следовательно, подвижность в изображенный сюжет, хотя и не часто, но используется и в портретных снимках. Главный объект изображения - человек здесь опять-таки должен находиться у границы кадра, а взгляд его порой буквально упирается в эту границу, возникающую как препятствие движению. Какой же изобразительный эффект дает такой прием организации кадра?

Движение, возникшее здесь, кажется порывистым, внезапным, резким. Словно человек неожиданно повернулся либо быстро двинулся с места. И если фотограф хочет выразить именно такой характер действия, то его прием композиционного построения кадра следует оценить как правильный, дающий должный эффект.

Итак, применение неуравновешенной композиции может быть хорошо продуманным приемом организации кадра, которым фотограф добивается определенного зрительного эффекта, глубже и полнее выражает содержание картины. Нарушение равновесия вносит в нее элемент беспокойства, неустойчивости, отчего и возникает эффект динамичности изображения. Эти свойства неуравновешенной композиции используются художником, который вполне сознательно отказывается от равновесия во имя особого выразительного решения определенных смысловых задач.

Неуравновешенные композиции в фотографии встречаются значительно реже, чем композиции уравновешенные, имеющие самое широкое распространение в пейзаже, портрете, натюрморте и многих других разделах фотографии. Но на своем месте они прекрасно служат действенным изобразительным средством решения сюжетов и тем, требующих динамического построения кадра.

Ритмический рисунок кадра

Перечень способов построения уравновешенной композиции разработанный в предыдущем разделе главы, следует дополнить еще одним приемом, который связан с понятием ритмического рисунка кадра, повторами основного композиционного мотива.

Рисунок кадра, несомненно, приобретет устойчивость, если изобразительный материал равномерно распределяется по всему полю кадра. Этот один из простейших способов достижения композиционного равновесия оказывается доступным всем начинающим фотографам, т. е. тем, кто в своем композиционном творчестве не дошел до разработки более сложных структур и не ощутил выразительной силы многоплановых изобразительных решений кадра. К подобным решениям, как и к элементарным, но устойчивым центральным композициям, фотографа ведет чисто интуитивное стремление к стабильности, устойчивости рисунка, и он в принципе получает такой результат.

Фото 52. Снимок перегружен деталями

Однако нередко подобные снимки оказываются столь примитивными, что производят впечатление композиционно не разрешенных. Кажется, что фотограф вообще не ставил перед собой никаких задач по изобразительному решению снимка. Примером такой неудачной работы может служить фото 52. Материал здесь равномерно распределен по всему полю кадра, и перегрузок одной из частей картины не возникает. Но как перегружена деталями вся картинная плоскость! Рисунок становится запутанным, пестрит множеством ненужных подробностей, и на что бы ни надеялся фотограф, беря в кадр весь этот материал, - на уравновешенность композиции, на то, что кадр с точностью повторит найденный интерьерный мотив и, следовательно, сохранит для зрителя правду и красоту этого интерьера, - его творческие планы и надежды в таком снимке не осуществляются. Зрителю трудно рассматривать подобные изображения, поскольку фотограф не проделал необходимой работы по осмыслению материала, по его раскладке на картинной плоскости. И своих впечатлений и размышлений зрителю передать не сумел. Рыхлость композиционной формы озадачивает зрителя и не помогает ему разобраться в материале картины.

Обратимся к следующему снимку - фото 53. Здесь мы встречаемся с совершенно иным изобразительным решением, с четкой и выразительной композиционной формой, с глубинным построением кадра. Все здесь участвует в разработке темы: и линейный рисунок, и воздушная перспектива. А ведь и в этом примере материал равномерно распределен по всему полю кадра, что дает ощущение устойчивого и полного равновесия тональных масс.

dom-knig.com

Урок Тема: Как скомпоновать рисунок в выбранном формате. Уравновешенная, неуравновешенная, раздробленная композиция

5 класс

3 урок

Тема: Как скомпоновать рисунок в выбранном формате. Уравновешенная, неуравновешенная, раздробленная композиция.

Цель: Сформировать знания детей о том, как скомпоновать рисунок в выбранном формате. Сформировать знания об уравновешенной, неуравновешенной, раздробленной композициях. Развивать творческое воображение, мышление, интерес к изобразительному виду искусства. Воспитывать любовь к искусству, эстетический вкус, культурное отношение к искусству.

Ход урока:

Вспомните, что такое формат и сюжет картины?

Когда вы начинаете рисовать, то незаметно для себя размещаете изображение в центре. Если бы мы сместили его в сторону, то противоположная сторона оказалась бы неуместно пустой, словно мешала бы смотреть на рисунок, и нам бы захотелось закрыть или отрезать часть бумаги.

Размещение изображения на листе бумаги

Дело в том, что между форматом и изображением существует определенная зависимость. Если вы сдвигаете рисунок с одного края листа на другой, то вместе с тем меняется и ощущение от изображения. Оно начинает казаться неуравновешенным, и невольно хочется что-то добавить на опустевшем крае. Художник сказал бы в этом случае, что нарушилась композиция.

Термин композиция происходит от латинского слова compositio, что означает сопоставление, добавление, соединение, объединение. Другими словами, это взаиморасположение предметов, изображений, частей изображения, при котором они выглядят наилучшим образом. Считается, что хорошая композиция – это такая, при которой не хочется ничего ни добавить, ни поменять местами. Сделаем такое упражнение: в прямоугольник, где уже изображены два яблока и скатерть, драпировка, надо добавить третье яблоко для уравновешивания композиции.

Поиск равновесия в композиции

Делая это простое упражнение, мы замечаем, что слишком сдвинутое в сторону яблоко и сдвинутая на край стола тарелка не позволяют достичь необходимого композиционного равновесия. Следует учитывать то, что на наше восприятие формата влияют присущие человеку особенности. Если разделить лист бумаги пополам, нам будет казаться, что верхняя часть немного больше, чем нижняя. Это происходит оттого, что, наблюдая за окружающим миром, мы невольно привыкаем, что нижняя часть дерева, горы или даже фонарного столба массивнее, чем верхняя. Нижняя часть является как бы основой для верхней, которая на нее давит. Поэтому, рисуя что-либо, мы смещаем изображение немножечко вверх. Ведь зрительный центр плоскости листа находится именно там.

Нахождение зрительного центра изображения

И еще кое-что интересное. Поскольку наш глаз приучен читать буквы слева направо, левая и правая части картины также кажутся нам неодинаковыми. Левая кажется «более тяжелой». Поэтому делая композицию, ее необходимо едва заметно сдвинуть влево, к зрительному центру картины.

Задание: Вырежьте из цветной бумаги разные геометрические фигуры и попробуйте сделать из них композицию: уравновешенную, неуравновешенную, раздробленную. Вам понадобятся: цветная бумага, ножницы, клей.

План работы:

• На листе скомпонуйте (найдите соответствующее место) изображение.

• Попробуйте найти несколько вариантов уравновешенной композиции, меняя фигуры местами.

• Сравните пропорции разных частей изображения, а также пропорции каждой отдельной фигуры.

• Найдите несколько вариантов неуравновешенной композиции.

• Удачные варианты наклейте на фон (сделайте аппликацию).

gigabaza.ru


Смотрите также